top of page

Переможець фестивалю uFilmFest Нікіта Скоморохов: «Работы Тарантино, Гая Ричи, братьев Коэнов - нам

Наші автори діляться досвідом

фото Максим Дем'яненко

Первый фестиваль и сразу победа, какие впечатления?

Получается, что это первый игровой фестиваль и победа с игровым коротким метром. Как впечатления? Честно говоря, - никак. Ну, я сейчас объясню. Просто этот короткий метр я делаю уже год. Вся команда работает без гонораров и, соответственно, у каждого, кто принимает в этом участие, время на эту работу есть только тогда, когда у него перерыв между коммерческой деятельностью. Получается, что работу, которую можно сделать за неделю, растягиваем на полгода, из-за этого ты тратишь очень много сил. Потому я уже немножко эмоционально нейтрален к работе и к тому, что сейчас с нею происходит. Ну, на фестиваль, ну, классно, ну, мы победили – классно!


Ожидали ли вы победы?

У меня ощущение что работа интересна, ее интересно посмотреть, но так чтобы отдавать ей какой-то главный приз... Может какой-то приз зрительских симпатий, какой-то специальный приз, как-то специально отметили... Мне кажется, она такая спорная в этом плане. Поэтому я не ожидал.

Первая мысль, что в голову пришло когда объявили вас победителем?

Янина Соколова говорила, что жюри приняло решение, но она с ним не согласна и не разделяет мнения жюри. Ей понравилась какая-то другая картина. И вот первая мысль, когда я выходил, это было: интересно какая же картина ей понравилась?


Как публика принимала фильм?

Во время показа, когда появлялся новый кадр, новый эпизод, с новой шуткой или информацией, я слушал реакцию зрителей. Мне очень интересно было то, как задуманные паузы работали, где могли бы посмеяться зрители, работают ли все эти шутки. Нам было очень приятно, что все они сработали. То есть, там, где надо было посмеяться - смеялись, где надо - замолкали, где шутки такие очень непрямые, я боялся будут ли в этот момент смеяться и смеялись. Мне кажется, зал прекрасно все воспринимал и всем понравилось.


Кто вдохновил на идею фильма?

Мой друг Саша Петроченко - оператор этой работы и, собственно, продюсер. Вот как это все получилось: Саше Петроченко необходимо было сделать для университета Карпенко-Карого работу по операторскому освещению в которой был ряд задач: свет свечки или какой-то лампадки, либо спички, либо какой-то динамический свет, или какое-то лунное освещение. Он пришел ко мне и говорит: «Никита, помоги мне как режиссер снять курсовую работу для университета». Ему предложили сценарий по какому-то классическому воспроизведению, в котором можно было реализовать все его операторские задачи. Я предложил: давай напишем историю, все равно тратим на нее свои деньги, сделаем то, что нам самим будет нравиться. У нас есть доступ к прекрасным фильмам, очень крутым работам и не только каким-то там поэтическим и умным. Те же работы Тарантино, Гая Ричи, братьев Коэнов - нам этот вкус, жанр, настроение нравится. Мы смотрим, но сами почему-то его не делаем. И мы решили взять жанр, взять настроение которое нам нравится, которое похожее, на те фильмы, что мы смотрим, и попробовать сделать что-то свое. Собственно, мы стали шутить, придумывать какие-то нелепости, какие-то шутки. Просматривая братьев Коэнов "Старикам тут не место", там в начале фильма очень такой низкий, хриплый, крутой голос шерифа рассказывает: «Мой отец был шерифом, и отец моего отца был шерифом. Я помню времена, когда они вообще не носили с собой оружия…». Мы начали смешивать марвеловских героев и решили смешать жанры. То есть, взять какой-то такой супер-геройский жанр с черным юмором. В какой-то из вечеров мы подумали, что было бы смешно сделать про электрика. Потому что электрик - как-то совсем не супергерой, а сделать его супергероем! Оно начало развиваться, потом добавили уже философского закадрового голоса. Это настоящий текст, то есть, мы его адаптировали, но это настоящая история французского физика. Действительно был такой факт, был диалог Никола Тесла со своим отцом.


Как часто вы посещали фестивали?

Часто. Понятное дело, что когда ты поступаешь Kарпенко-Kарого, хочешь заниматься кино, особенно когда у тебя первый курс, то вы всей толпой ходите на «Молодость», ездите в Одессу, ходите на DocuDays. Практически каждый мой одногруппник участвовал либо в «Молодости», либо в Одесском фестивале, либо в DocuDays. Максимально стараюсь попадать и смотреть что снимают коллеги, что снимают друзья. Правда, в последнее время все реже. Потому что действительно устаешь и знаешь, что там будет показано, ты как будто бы ничего не ожидаешь хорошего. В этом году на Одесском кинофестивале на показе украинских короткометражек было очень забавно и мило, потому что почти к каждой работе ты имеешь какое-то отношение: там был вторым режиссером, где-то снимался, это снимал твой друг. И получилось так, что все работы, которые были показаны, знакомы. Но, конечно, часто посещал, посещаю.


Вдохновляют ли фестивали?

Я скажу, что это было в начале. Когда я учился в Карпенко-Карого и ходил на фестивали и когда попадал на какие-то интересные работы, то оставалось двойственное чувство - с одной стороны становится как-то за себя обидно, думаешь: блин, а чем ты занимаешься? Ты вроде бы тоже выбрал эту профессию, а ничего толкового у тебя пока не получается. И вроде бы ты чего-то хочешь, а вроде как ничего не делаешь и начинаешь себя обвинять в лени. А с другой стороны, видел какую-то классную работу и понимаешь: да я тоже могу сделать классную работу! Ты четко понимаешь, что твой вкус, твой стиль и твой интеллект позволяет тебе создавать работы не хуже. Из-за этого появлялась вот это двойственное чувство. С одной стороны ты грустил и себя обвинял в бездействии, а с другой стороны – есть мотивация что-то делать.

Сейчас как-то фестивали меньше стали вдохновлять, потому что есть куча своей работы, которую хочется сделать, а время, оно неумолимо идет. Просто хочется сделать уже свое, а не смотреть как делает кто-то другой.


Важны ли кинофестивали для кинематографистов?

Наверняка важны, но с фильмом «Electroman» если бы не сестры Артеменко (Letter To Fest), то я эту работу уже бы там месяца два назад выложил и она бы гуляла в просторах интернета.

У меня была документальная работа на третьем курсе. Она получила специальный приз на DocuDays и вроде бы как куча людей “вау-вау, классная работа”. Но, у меня не было сил как-то заниматься пиаром, дистрибьюцией. На этом история закончилась. Не было никаких предложений ни oт продюсеров, ни от сценаристов.

Поэтому мне сейчас сложно судить объективно нужны ли фестивали. Если ты делаешь полный метр на уровне Санденса или каких-то всемирно крутых фестивалей - понятное дело нужны. Но, когда ты, например, делаешь короткометражки, непонятно как и насколько эти кинофестивали работают. Не совсем понятно, что они могут тебе дать. Например, на uFilmFest было приятно, что жюри подошли и сказали, что классная работа по всем параметрам и «мы даже не знали, что вы есть на планете Земля и в Украине, что есть такая талантливая команда». Это и дают кинофестивали - знакомство с новыми людьми. Насколько это дальше пойдет неизвестно.


Первый фильм документальный, второй игровой. Что ближе?

Ближе наверное все-таки игровое. Мой мастер - Михаил Иванович Павлов - он сам документалист - когда мы поступили он привил всей группе чувство любви к документальному кино и к тому, насколько оно может быть интересным. У него есть куча крылатых фраз и одна из них - "Жизнь намного интересней, чем наши о ней представления". Это раскрывается в полной мере именно в документальном кино. Потому что ты можешь себе представлять одно о жизни, а она может оказаться намного интересней того, что ты представляешь. Это раскрывает документальное. Но, у меня есть проблема: мне нравится красивое документальное кино. А чтобы делать красивое документальное кино нужны какие-то средства для реализации и, конечно, мастерство. Вот сейчас меня очень привлекает операторская работа Никиты Кузьменко – «Жива Ватра». Вот это очень красивое документальное кино. Никита Кузьменко - очень талантливый оператор, он также любит документалистику. Но, игровое меня привлекает больше, потому что там больше рычагов управления с моей стороны.



Планируете ли вы подавать «Electromen» на другие фестивали?

Да. Этим как раз занимаются Letter To Fest. Они мне говорили, что надо пофестивалить эту работу, потому что, «никто о тебе, Никита, не знает, что ты снимаешь игровое кино”. Они и занимаются дистрибьюцией. Отправили на десяток фестивалей, еще будем отправлять.


Какая роль компании, которая занимается кинофестивалей дистрибьюцией?

Ну какая... Я на самом деле благодарен девочкам (сестрам Артёменко). Потому что если бы не они, то эта работа была бы уже в эмейлах, мои друзья все бы делали перепост этой работы и говорили бы: “Какая классная работа!”, но она бы не фестивалила. Классно, когда есть компания, которая может заниматься дистрибьюцией, потому что у меня на это нет сил. Искать фестивали, на которые может подойти работа по формату, по жанру, - они этим и занимаются. Конечно их роль прекрасная. Если бы не они, я бы не был участником фестиваля. Это точно.


Над каким проектом вы планируете работать?

Черная комедия, криминал. Она у нас будет, скорее всего, как сборник новелл. Вряд ли, она будет форматом полного метра. Скорее всего такой средний формат, в котором будет несколько историй, связанных между собой. Вот пока думаю над этим и еще разрабатываю сериал со своим мастером на канале - игровой сериал, мистический, немного фантазийный. Давно уже идея была в голове и я пришел с ней к своему мастеру. Он впервые сказал, что работа может быть интересной и мы можем ее разработать. Но опять же, с этим сериалом та же мотивация, та же идея - снимать продукт, который самому хотелось бы смотреть. Я не смотрю никакие сериалы производства России и Украины. Мне не интересно их смотреть.

А вот свое авторское: хотелось бы сделать сборник историй, соединенных главами или новеллами. Но опять же, тяжело работать, потому что эту историю пишу я с друзьями, которые как-то помогают, советуют. И это очень медленно и трудно идет. Поэтому когда получится сделать это - неизвестно.


Проверьте позже
Когда посты будут опубликованы, вы увидите их здесь.
Вибрані новини
Всі новини
Archive
Follow Us
  • Facebook Basic Square
bottom of page